Когда известный французский актер Луи де Фюнес появлялся на экране, у зрителей всегда появлялись улыбки и улучшалось настроение.
А вот в реальной жизни он чаще огорчал людей, чем веселил.
Правда ли то, что великий комик на самом деле был настоящим деспотом, скупердяем и брюзгой?
Луи де Фюнес в молодости
Скверный характер и талант веселить людей в одинаковой степени проявлялись у Луи де Фюнеса с раннего возраста. В школе он плохо учился, зато уморительно пародировал учителей. Он часто срывал уроки, за что его постоянно выставляли за дверь. То же самое с ним происходило и на работе – его изгоняли отовсюду. Из швейной мастерской – после того, как застали за метанием булавок в канарейку, из фотоателье – после пожара из-за брошенной в ящик стола петарды, из шляпного салона – из-за выплеснутой в лицо управляющего воды.
Режиссеры считали комика клоуном и долгое время не предлагали стоящих ролей. Успех пришел к нему только в конце 1950-х гг., когда актеру было уже за 40. Прежде чем прославиться на весь мир, Луи де Фюнес работал чистильщиком обуви, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжером – и нигде не задерживался надолго и не оставлял о себе хороших воспоминаний. Даже на собственной свадьбе он вывел из себя родителей невесты тем, что постоянно строил гримасы, не соответствующие торжественности случая.
Актер с женой
Своих близких Луи де Фюнес изводил постоянным брюзжанием и прижимистостью. Несмотря на отсутствие материальных проблем и внушительные гонорары, актер скрупулезно перепроверял все счета и мог торговаться на рынке до тех пор, пока продавец не готов был сам дать ему денег – только чтобы он ушел. Однажды его сын купил ботинки, показавшиеся отцу слишком дорогими, и тот заставил его поменять их на более дешевую обувь. Говорят, Луи де Фюнес постоянно носил при себе связку ключей от шкафов, комодов, ящичков и т. д. – чтобы ничего не украли.
Луи де Фюнес в фильме *Не пойман – не вор*, 1957
Великий комик с непростым характером
Луи де Фюнес в фильме *Совершенно некстати*, 1957
Впрочем, чрезмерная бережливость в характере актера объяснялась просто: отец Луи инсценировал самоубийство и бежал в другую страну, так как не мог прокормить семью. Мысль о том, что отец оставил его из-за бедности, всю жизнь не давала ему покоя и заставляла экономить. При этом значительную часть своих заработков актер тратил на благотворительность – к примеру, покупал игрушки в детдома на каждое Рождество.
Кадр из фильма *Фантомас*, 1964
Пока семья не переехала за город, Луи де Фюнес не давал жизни соседям: если после 22:00 он слышал шум за стеной, тут же вызывал полицию, а потом требовал возмещения морального ущерба. На вопросы о том, как он сам предпочитает проводить досуг, актер отвечал: «Я не люблю общества, у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей». При этом «отдыхать от веселья» приходилось всей семье. По свидетельствам знакомых, актер был еще и злопамятным. Однажды он ответил отказом на предложение Грейс Келли сыграть в благотворительном спектакле, так как она когда-то проезжала на машине мимо съемочной площадки, где был Луи де Фюнес, и не остановилась поздороваться.
Луи де Фюнес в образе жандарма из Сен-Тропе
Слухам о его недружелюбном характере никто не мог поверить. Журналисты недоумевали: «Трудно представить себе, что этот маленький, очень серьезный человек заставляет смеяться всю Францию». Возвращаясь со съемок в очередной уморительной комедии, актер иногда превращался в настоящего деспота. Сыновьям он неоднократно устраивал скандалы из-за их отказа продолжить актерскую династию: младший бросил кинематограф, сыграв в шести картинах, и стал летчиком, старший работал врачом. Актер нередко бранил их, называя ослами.
Кадр из фильма *Большие каникулы*, 1967
В 1975 г. актер перенес инфаркт и какое-то время не мог играть в кино. Этот период стал для него тяжелым испытанием. «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка... Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они хохотали не переставая», – говорил он. Но, несмотря на запреты врачей, в скором времени он вновь вернулся на экраны. В 1982 г вышла последняя комедия с его участием, а через год великого комика не стало.
|